На авто по Норвегии (2012-07)

vasilis
Генерал-Лейтенант
Генерал-Лейтенант
Повідомлень: 2986
З нами з: 30 вересня 2009, 21:23
Автомобиль: Toledo (5P2); Audi A3 TDI

На авто по Норвегии (2012-07)

Повідомлення vasilis »

На прошлой неделе вернулся из Норвегии, где 10 дней на арендованных машинах вместе с друзьями путешествовали по стране.
Так как очень понравилось природа (городов было только два - Берген и Осло) и мне есть с чем сравнить, то хочу порекомендовать совершить подобное и хочу описАть свои впечатления, конечно же, в первую очередь, с точки зрения автотуриста.
Постараюсь быть кратким, а если будут конкретные вопросы - задавайте, буду рассказывать и подробности.
Т.к. времени на написание полного рассказа нужно много, то постараюсь представить впечатления в виде некоторых частей-глав, которые буду сочинять постепенно (ничего готового у меня нигде не написано), т.ч. последовательность повествования и его полнота будет зависеть и от вас.

Итак, часть 1 - подготовка.
Друзья ездили в Норвегию уже несколько раз (и даже своими машинами с Украины), поэтому было у кого спросить и уточнить, но, все равно, пришлось перелопатить довольно много информации, чтобы подготовить маршруты, основные туристические точки, усвоить местную автоспецифику и т.п. Я был в Скандинавии первый раз, но опыт путешествий на авто по Европе уже был (как на своей , так и на арендованной). Одним из основных источников был хороший сайт http://www.visitnorway.com/ru/ - официальный туристический портал.
Визы Шенген оформляли сами, благо сейчас у норвежцев визовый центр на Артема и очередей стоять не нужно. Вызывал опасение только девственно чистый паспорт тещи, которую решили впервые в жизни вывезти за границу, да свой статус СПД-шника, поэтому подготовили несколько дополнительных документов, которые не указаны в основном списке, но рекомендуются турфирмами. Довольно много времени забрало заполнение электронной applications на визовом сайте, после которой нужно оплатить и визовый сбор в 35евро. Сами услуги визового центра оплачиваются на месте (250грн.). Визу делали почти все максимальные 10 рабочих дней, хотя обычно делают за неделю.
Повезло, что с июня в Киев начали летать Норвежские авиалиинии http://www.norwegian.com/en/, т.е. прямой рейс Борисполь - Осло, т.к. до этого можно было только с пересадкой и дороже. ВизЭйр, котрый ранее летом тоже летал в Осло, этой весной, даже невзирая на Евро2012 и новые Жуляны, свой рейс так и не восстановил. Но билеты очень разной стоимости, в зависимости от даты и наполненности рейса - в моем случае за месяц цены плавали от 80 до 400евро а одну сторону. И хотя на сайте посольства предупреждают, чтобы не покупали билеты до получения визы (т.к. возврата билетов в лоукостах нет), я все же рискнул и купил билеты на все семейство за месяц. И правильно сделал. Мне билет в оба конца обошелся в 2800грн., а после этого (уже через 2 дня) билеты стоили уже 3500, а потом и еще больше.
Авто забронировал через тот же сайт, что и авиа - хотел типа VW Polo, на 10 дней это стоило 537евро со всеми страховками. Деньги сняли сразу (всю сумму) и с прокатной компанией (AVIS) в конце возникла одна довольно неприятная ситуация, о которой постараюсь не забыть рассказать. Права у меня старого образца (97 год) и по этому поводу были опасения (есть описанные прецеденты как и в инете, так и от знакомых). Еще одна тонкость - платить нужно с карточки с такой же фамилией , как и в правах, и карточку нужно тоже предъявлять в офисе при взятии машины. Для авто брал комплект дисков с музыкой (в горах радиостанции работают плохо и не стабильно) и это было здорово - ехать в шикарных "фотообоях" с хорошей музыкой - просто идиллия. Взял также смартфон с гармином и iGo и комплектами карт. Но и без навика можно ездить по хорошему атласу или бумажной карте - указателей всюду полно, информации на щитах в различных местностях - тоже хватает. Но навики хорошо помогают выдерживать скоростной режим - не требуется так уж тщательно следить за знаками, которые постоянно меняются.
Т.к. в июле в Норвегии пик туристического сезона, то взяли с собой палатки, карематы и спальники, чтобы гарантировать себе ночлег в нужных местах. По факту оказалось, что зря брали - всегда находили комфортные домики (cabin) в кемпингах. Следует заметить, что палатки в Норвегии можно ставить где угодно, даже на частной территории, но с соблюдением некоторых правил - не ближе 50м от жилья, не разжигать огонь и т.п.
Из продуктов брали немного - каши для завтраков, шоколадки и спиртное (там малодоступно и очень дорого). Также коньяк, ликер и вино подкупили в DutyFree. Интересно, что в Осло DutyFree есть и на прилете (въезде в страну), а не только при вылете, как у нас.
Примерный маршрут был распечатан (и это нам сильно помогло при въезде!), точки первых кемпингов (которые даже забронировали) занесены в навик, также взяли журналы и книги про Норвегию, чтобы читать и ориентироваться на месте и менять маршрут по желанию. Естественно, фотики и видео в большом количестве.
Если отбросить ажиотаж и нервотрепку на работе, чтобы завершить к отпуску все дела, то на этом вся подготовка и завершилась.
Аватар користувача
Trubetskoj
Капитан
Капитан
Повідомлень: 442
З нами з: 16 травня 2008, 15:23
Автомобиль: Лада Калина; SEAT Toledo
Звідки: Макеевка
Контактна інформація:

Re: На авто по Норвегии (2012-07)

Повідомлення Trubetskoj »

Очень интересно. Завидую белой завистью. Жду продолжения!!!!
www.trubeka.com
Аватар користувача
Devid
Генерал-Лейтенант
Генерал-Лейтенант
Повідомлень: 3272
З нами з: 09 вересня 2008, 23:14
Автомобиль: Seat Toledo Superwagen!!!

Re: На авто по Норвегии (2012-07)

Повідомлення Devid »

Trubetskoj писав:Жду продолжения!!!!
+1 :-)
vasilis
Генерал-Лейтенант
Генерал-Лейтенант
Повідомлень: 2986
З нами з: 30 вересня 2009, 21:23
Автомобиль: Toledo (5P2); Audi A3 TDI

Re: На авто по Норвегии (2012-07)

Повідомлення vasilis »

Спасибо за интерес, значит у меня больше энтузиазма будет для написания :)
А то ведь хоть и собирался вкратце, а как то много получается, вроде обо многих деталях хочется рассказать, а пишется медленно...

Продолжение - часть 2 - прибытие на место
Рейс был из, внимание, нового терминала D, который сразу же после Евро закрыли на реконструкцию, но не полностью. Как сказали работники кафешки - осталось всего два рейса в неделю именно норвежской авиакомпании. Зрелище, я вам скажу, сюрреалистическое, как в некоторых фильмах о катаклизмах - абсолютно пустой огромнейший зал, все новое, блестит и светится, и несколько десятков пассажиров, которых и не видно в таком объеме. Но, к счастью, DutyFree работал и нам там были очень рады :)
Вылетали из киевской жары и, хотя и знали теоретически погоду в Осло, попали в неожиданные 15 градусов с дождиком.
Кстати, раз уж вспомнил, о погоде в путешествии. Не взирая на многочисленные дожди по прогнозу, нам они практически не мешали - нигде, где мы ходили пешком, дождь не помешал, а в дороге периодически, на 5-10 минут, пока не проедешь дождливый район, только помогал увидеть по другому мокрые скалы, сосны или клочки тучи, зацепившиеся за гору. Естественно, брали с собой непромокаемые куртки, дождевики, накидки, приходилось все это добро брать с собой на выходы - возможно, именно поэтому дождь и не мешал :) Температура была разная - в горах на перевалах даже опускалась до +5+6 градусов (но оно и не удивительно, там снег лежит на высоте 1200-1400 м), в дороге, в основном от 10 до 17, на солнце, особенно когда идешь пешком в гору и с рюкзачком - спина (и не только) мокрая. Т.е. в целом было очень комфортно.
Такая температура - еще и бонус к расходу бензина - не надо включать кондиционер, хотя машины взяли именно с климатом - вполне можно было взять дешевле без оных.
Теперь о паспортном контроле в Осло, который меня откровенно удивил, и той самой истории о необходимости каждому знать маршрут и иметь распечатку.
Наш рейс опоздал и, возможно поэтому, нас не сильно ждали (или норвежцы во всем такие неторопливые), поэтому на паспортном контроле было всего два работающих окна - одно для членов профсоюза, тьфу, членов евросоюза, а второе - для нас, второсортныхю. Выстроилась огромная очередь, т.к. не просто ставили штампики, а еще и спрашивали цель визита и т.п.
Мы оказались в разных местах очереди и это сыграло свою роль в дальнейшем. Да и братья-россияне с очередного рейса "забили" на всякие ограждающие ленточки и сделали свою очередь - им, видите ли, надо спешить на следующий рейс. Шум, нервотрепка, время идет... Мне это все очень напомнило совок, который я еще хорошо помню.
И вот тут неожиданно для нас, члена нашей делегации, женщину среднего возраста, вдруг полисменша (точнее, сотрудник погранслужбы) приглашает в свою конторку и держит там длительное время. Поначалу мы не сильно обратили на это внимание, но потом заволновались, начали звонить (оказалось, что еще и телефон ее не все знают, а часть уже "перешла границу") и с трудом узнали, что она не может объяснить-доказать цель прибытия и маршрут. Примерно то она знала, но произнести трудные норвежские названия она не могла, а показать было нечего. Да и по английски говорила довольно слабо. Только после того, как я принес целую папку бумаг с резервациями жилья, маршрутом и подтвердил, что нас группа - отпустили и даже сделали ей отметку в паспорте уже без очереди.
Я так подробно к тому, что всегда каждый член группы должен четко знать цель визита и иметь распечатанные документы, это подтверждающие, а также проходить контроль вместе, чтобы другие могли помочь с языком. За границей был десятки раз, но вот так видел ситуацию впервые.

Часть 3 - теперь об авто
Естественно, что Polo не оказалось и предложили на выбор всего две модели - Ниссан микра и Хюндай i20. Взяли две i20 на ручке плюс одна Тойота Приус на автомате (решили попробовать гибрид в деле).
Я ездил на i20 практически все время, но пол-дня порулил и Приусом, чтобы составить и свое впечатление. Машинки все новые, у меня было всего 6000 на одометре, у других - аналогично.
Т.к. мы сами проехали 3тыс. км, то перед нами было примерно 2-3 водителя, т.к. путешествуют по Норвегии очень много. Это только на карте Европы Норвегия кажется маленькой страной, а так расстояния огромные, да еще и осложненные паромными переправами, т.к. самые интересные районы - это фъёрды, врезающие далеко в глубь страны. Мы путешествовали только по южной и западной части (примерно 1/4 нижняя часть на карте).
Так вот, после своего Толедо и далеко не самого сильного 1,6 со 102 лошадками, я на хюндае сначала ощущал дискомфорт - катастрофически не хватало мощи на подъемах. Сначала списывал на загрузку (всего три человека и килограмм 50-60 багажа), затем нашел в бардачке бумажку и хоть узнал, что у меня всего 1.2 комплектации Comfort (а значит лошадок менее 80).
Потом мощности хватало почти везде, особенно учитывая ограничения в 80 почти всюду на дороге и 90-100 на автостраде к Осло.
До 2500 оборотов не едет совсем, багажник мизерный (часть сумок ехала в салоне), музыка - отстой полный (были свои СД, мог сравнить), коробка странная - например, на длинных равномерных подьемах с одним углом (а таких много, например в подводном туннеле длиной 8 км - 4км однородный спуск, 4 км однородный подьем) 4-я не тянет, обороты падают при педали в полик, а третья резко рвет вперед и легко набирает обороты, снова 4-я - падает, снова 3-я - рвет (и кушает бенз). Тоже и с 5-й и 4-й на более пологих подьемах. В серпантинах приходилось ехать даже на 2-й.
Круиза не было, а он бы тут сильно пригодился. Внутри все нормально, думал что после своей посадки в Толедо буду мучиться - нет, привык быстро. Управление медиа на руле непонятно зачем, т.к. достать рукой можно чуть ли не до правого зеркала. Обзорность назад еще хуже, чем у меня. Бак маленький - все никак не мог понять, стрелка показывает уже последнюю четверть, а на заправке влазит всего 20 литров. В аэропорт возвращались почти на нуле - заправились до полного (нужно возвращать с полным баком), влезло всего 32 литра. Толи бак 45л это с доливами в трубки, то ли показометр очень приблизительный.
Сначала порадовался ходовой - все гладко, мягко, не шумно, почти идеально, пока на третий день не нашли старую дорогу, хоть немного напоминающую нашу, рідну. Вот тут я понял, что на наших дорогах она долго не протянет - стучит, пробивает, гремит - и это машинке всего 6-7 тыс.
В первый день даже болели руки от непрерывного вращения рулем - оказался довольно тяжелым (электро), а прямых участков в тех местах, где мы ездили первое время, практически нет.
Руль тонкий, с удовольствием взялся за свой после возвращения. АБС так и не услышал (по идее, должен был быть), хотя тормозил несколько раз очень хорошо.
Расход порадовал - сначала 5,6 с кондеем, потом 5,2-5.4, а в какой то из дней, где гор было меньше - даже 5.0.
Приус порадовал намного больше (хотя и стоил почти на две сотни евро дороже). Особенно движок в 1,8 с электродвигателями - в горку тянет как троллейбус, особенно здорово ставить на круиз и в гору - сзади на хюндаях сразу начинают отставать :) Дизайн внутри необычный, но интересный, современный, проблем с использованием не возникало. Расход в дороге был 5,2-5,3, хотя в паспорте вычитал, что д.б. 4,5. Но в приус мы грузили все продукты, закупки в магазинах. Тормозить двигателем не умеет, приходится постоянно использовать тормоз на спуске, который , по идее, рекуперирует энергию (красивые картинки на экране постоянно что то показывают и рисуют, даже отвлекает поначалу). Там и "коробка" то очень условная - поехали вперед, назад и стоп (электротяга, блин).
Аватар користувача
KakTus08
Модератор
Модератор
Повідомлень: 7551
З нами з: 19 березня 2009, 21:42
Автомобиль: Volvo S80 2.5Т LPG
Звідки: Киев
Контактна інформація:

Re: На авто по Норвегии (2012-07)

Повідомлення KakTus08 »

Супер ;-)
Надеюсь продолжение следует!
Зображення
Аватар користувача
Trubetskoj
Капитан
Капитан
Повідомлень: 442
З нами з: 16 травня 2008, 15:23
Автомобиль: Лада Калина; SEAT Toledo
Звідки: Макеевка
Контактна інформація:

Re: На авто по Норвегии (2012-07)

Повідомлення Trubetskoj »

Сеатов не было в прокате?
www.trubeka.com
vasilis
Генерал-Лейтенант
Генерал-Лейтенант
Повідомлень: 2986
З нами з: 30 вересня 2009, 21:23
Автомобиль: Toledo (5P2); Audi A3 TDI

Re: На авто по Норвегии (2012-07)

Повідомлення vasilis »

Trubetskoj писав:Сеатов не было в прокате?
Не было. На сайтах аренды обычно указывается какая-то популярная модель в своем классе и приписка "или подобная".
Можете посмотреть здесь, например, где заказывал я https://www.cartrawler.com/microsites/n ... /?&lang=EN
Но крайне редко в наличии на момент получения авто оказывается именно та модель, которую ты хотел - мне вообще ни разу не везло.
Правда, могут заменить даже классом выше, если нужного класса нет, а ты букал заранее. За ту же цену.
А с Сеатами в Норвегии совсем плохо - за все время увидел не более 5 штук (возможно даже туристы). Видимо южная машина не прижилась или там даже не продается.
Но парк авто на дорогах довольно приличный - основную массу занимают немецкие машины (ауди, мерсы, бмв, фольксов меньше), тойоты, новые пежо, совсем мало корейцев и других европейцев. Не видел на дорогах старых, ржавых или побывавших в ДТП машин. Зато несколько раз натыкались на прекрасно выглядевшие раритетные авто годов так 50-60-ых. Один раз даже случайно наткнулись на мини-выставку или просто местный съезд любителей раритета - в субботу приехали на машинках, сидят на травке, пьют пиво, лениво общаются.
Аватар користувача
KroLL
Старший солдат
Старший солдат
Повідомлень: 51
З нами з: 30 жовтня 2011, 19:26
Автомобиль: Leon
Звідки: Киев

Re: На авто по Норвегии (2012-07)

Повідомлення KroLL »

очень интересно, жду продолжения
1.9D [1Y] --> 1.9TD [AAZ] --> 1.9TDI [BXE]
vasilis
Генерал-Лейтенант
Генерал-Лейтенант
Повідомлень: 2986
З нами з: 30 вересня 2009, 21:23
Автомобиль: Toledo (5P2); Audi A3 TDI

Re: На авто по Норвегии (2012-07)

Повідомлення vasilis »

KroLL писав:очень интересно, жду продолжения
Спасибо за интерес, прошу прощения, что не регулярно получается писАть.
Итак, продолжим - часть 4 - о дорогах и не только.
О дорогах я читал восторженные отзывы почти во всех обзорах, но не сильно верил в идеальное качество, т.к. знаю по себе, насколько все относительно.
Помню наш восторг многолетней давности, когда из Украины (ну, нормальные дороги) переехали в Польшу (дороги класс, особенно автобаны), затем в Германии (ух ты, какие дороги и скорость можно попробовать), а затем в Голландии (покрытие дорог - неужели такое бывает). Но основное это смена впечатлений и ощущения в обратном порядке - в Германии (тю, так у них и латки на автобанах есть и стыки не всюду заделаны), Польша (какой ужас, разве дороги сравнить с немецкими), и наконец, Родина (Боже, куда я попал, тут же убиться можно на каждом шагу, а без колес остаться точно придется).
Если говорить в целом - дорожная инфраструктура в Норвегии развита очень хорошо, покрытие дорог - просто прекрасное, культура водителей - на высочайшем уровне.
Основные особенности - множество тоннелей (их свыше 900, мы проехали 190), в том числе подводные на глубине свыше 200метров (фъерды глубокие...), паромные переправы там, где еще нет мостов и подводных тоннелей (паромы современные, их очень много, ходят часто на основных направлениях, но платные), платные дороги и однорядки (т.е. узкая дорога местного значения с прекрасным покрытием, на которой для разьезда встречного транспорта нужно заезжать в "карманы" или сильно прижиматься к обочинам, если есть такая возможность). Следует заметить, что мы проехали 3 тыс. км и 70-80% это были НЕ основные дороги, т.е. мы сознательно ехали не по кратчайшему и быстрому пути (автострады и главные дороги, на которые указывали карта и навигатор), а выбирали старые, живописные, с серпантинами и перевалами, которые указаны в туристических путеводителях, как "национальная туристическая дорога", и которые могут пересекать всю страну или большую ее часть, типа дороги №13).
В то же время. есть и довольно неприятные моменты, как для нашего отечественного менталитета. Первое - это жесткие ограничения скорости, за городом 80, в населенных пунктах - 60, 50 или 40. Были даже зоны на 30. Только на редких автострадах (типа 2-х рядка с юга в Осло) ограничения 90 или 100. В какой-то из тем форума (кажется, "Прикольнуло") я приводил примерные штрафы за скорость - они огромные, но дело не только в них. Как оказалось - 80 это оптимальная скорость на изобилующих поворотами горных дорогах, иногда даже критичная, когда резина пищит в повороте и тормозить перед вхождением в поворот нужно довольно агрессивно. 50-60 - ставят только в населенных пунктах, перед перекрестками (которые здесь реализованы в виде кругов, как во многих странах Европы) и только перед опасными (крутыми) виражами, причем обязательно поставят заранее знак, говорящий о том, что будет ограничение в 60 через 200 метров и обязательно будет знак, отменяющий ограничение. Т.е. если поначалу я мало обращал внимание на эти знаки (национальная привычка :) и контролировал только максимальную скорость из боязни штрафов, то потом смотрел их внимательно и даже корил местных дорожников, если они на горной дороге не ставили ограничение, при том, что 80 там ехать - себе дороже. Но в подавляющем большинстве случаев на дороге, на которой не видно далее 100-200метров и постоянные крутые повороты, если стоит знак 70 или 80, то я знаю, что могу держать такую скорость и не бояться, что поворот окажется слишком крутым, что за поворотом кто-то решил остановиться "попИсать-посмотреть-пофоткать", что ямы там не будет и на встречку не выедет ни один козел. Т.е. знаки и общая культура на дорогах реально помогают водителю, а не мешают. Включенные постоянно фары также не прихоть, а суровая необходимость, особенно в горах, когда на протяжении 20 км погода может смениться от тумана и дождя до яркого солнца и наоборот несколько раз, а тоннели (некоторые довольно тусклые, мне приходилось снимать солнечные очки) идут постоянно. Узкие дороги (однорядки), хоть и с хорошим покрытием, слегка нервируют поначалу, т.к. с одной стороны скала, с другой обрыв, отсутствие отбойников во многих местах и ...постоянные повороты, из-за которых не знаешь, что выедет на встречу. Но фуры там не ездят, автобусы редко, карманов много, ширина дороги тоже не постоянная величина (ее хорошо видно, т.к. по обеим сторонам идет всегда яркая прерывистая), постепенно привыкаешь и едешь 60-80 успевая перестроиться на обочину или затормозить в кармане (причем, значительно чаще пропускали нас, чем мы :) , видимо у местных эта привычка более развита).
Уже дома, вспоминая, сильно удивился тому, что НИ РАЗУ не видел дорожную технику, которая бы перегородила дорогу или ограничила движение, хотя свежие куски асфальта (довольно большие, чаще всего несколько сотен метров) видели постоянно. Когда они делают дороги и как, что они в таком качестве после их длинных зим, для меня загадка. Но бесспорно, что денег туда вкладывается немеряно. Даже дорога к какому то хутору на 4 дома, в сторону от дороги, на которой мы вообще не встречаем машин за 15-30 минут езды - будет с отличным покрытием, всеми знаками и указателями, отбойниками и пр. Ямочного ремонта практически нет, но все же видел в глухих местах пару раз. И один раз все же нашли хорошие дефекты на дороге к леднику, но это оказалась (внимание) частная дорога, которая не содержится государством и ремонтируется только на пожертвования (оплата водителями-туристами проезда по дороге). Видели бы вы этот "пункт оплаты" - стоит скромная табличка, стоит ящик, в который просят бросить 40 крон, но предварительно засунув их в конвертик (лежат тут же) и заклеив его, и ни одной души вокруг на расстоянии пары км. Зато в конце дороги, перед ледником, оборудована бесплатная парковка и чистейший туалет с унитазом, водой, туалетной бумагой и сушкой рук. И опять ни души - ни охраннника, ни персонала, ни киосков - там вообще мало туристов.
Ладно, хватит пока о дорогах, а то для отечественного автомобилиста это больная тема.
Несколько слов о паромах, на которых я раньше не плавал. Комфорт и уровень автоматизации удивил. Удовольствие не дешевое (о ценах потом), иногда даже есть возможность объехать фьерд вокруг на авто (что раз и сделали, когда вечером опоздали на один из последних паромов), но значительно короче и комфортней просто переправиться на следующий берег, заодно и отдохнув, покушав или попив кофейку, использовать хороший шаровой WiFi для планирования маршрута. На пароме машины никто не крепит и не проверяет, как ты ее поставил, волнения в фердах никакого, а паром идет так мягко и ровно, что я даже не мог заметить, когда он отчаливает и уже идет полным ходом. Все из машин дружно поднимаются (лифтами) в огромные помещения (каютами их назвать не могу) и любуются ландшафтами, места много, есть кафешки, журналы, детская игровая комната с мультиками и игрушками, конечно, полно туалетов, т.к. водители и пассажиры уже ждут этого момента :) Погрузка и выгрузка очень быстрая, управляется стюардами, которые направляют-указывают, какому ряду ехать и куда (если несколько палуб). Оплата парома происходит еще на берегу, обычно машина+водитель одна цена и за каждого пассажира - другая. Минимальное, что было у нас - 132 кроны за троих (10 минут плыть) и более 400 (плыли минут 40). 1 крона = 1,33 грн. Ага, не дешево. Но в Норвегии, все так.

Хотелось бы еще рассказать о поведении на дорогах, автоматической оплате дорог, дорожной инфраструктуре, но - уже в следующий раз.
Аватар користувача
Ostapmen
Генерал-Майор
Генерал-Майор
Повідомлень: 1760
З нами з: 19 травня 2011, 22:34
Автомобиль: Volkswagen Polo 1.4
Звідки: Киев - Полтава

Re: На авто по Норвегии (2012-07)

Повідомлення Ostapmen »

С нетерпением ждем продолжения!
www.isover.ua
vasilis
Генерал-Лейтенант
Генерал-Лейтенант
Повідомлень: 2986
З нами з: 30 вересня 2009, 21:23
Автомобиль: Toledo (5P2); Audi A3 TDI

Re: На авто по Норвегии (2012-07)

Повідомлення vasilis »

Ostapmen писав:С нетерпением ждем продолжения!
Ну, ребята, вы из меня писателя сделаете :)
Я уже и так почувствовал себя в роли Конан Дойля (или Оноре де Бальзака), который писал под заказ в ежедневную газету рассказы с продолжениями и был вынужден регулярно "насиловать свою творческую личность", сочиняя на ходу и толком не зная, что он напишет в следующем номере и как повернется сюжет.
Но, раз уж взялся, то постараюсь закончить. Хотя и не предполагал, сколько это потребует времени.

Кстати, есть пара поправок к части 3 о расходе на авто. После подведения статистических данных и составления полного бюджета оказалось, что средний расход i20 с атмо 1,2 составил 5,7л на 100км (бортовик, похоже, занижал расходы за поездку) , а у Приуса расход оказался ниже - 5л ровно.
Также вспомнил, что один раз мы все же попали на большой ремонт дороги, причем нас об этом заранее предупредил встроенный в Приусе родной навик. Мы перезвонили хозяину кемпинга, чтобы узнать какой дорогой ехать, но он заверил, что по этой дороге можно спокойно ехать. И это оказалось правдой - движение не останавливается, полоса , обозначенная фишками, петляет по дороге (которая и так нормального качества), скорость ограничена 50км, но все хорошо едут. А работы идут незаметно для всех, сбоку, пОлосами. Поэтому мне и не запомнилось.
vasilis
Генерал-Лейтенант
Генерал-Лейтенант
Повідомлень: 2986
З нами з: 30 вересня 2009, 21:23
Автомобиль: Toledo (5P2); Audi A3 TDI

Re: На авто по Норвегии (2012-07)

Повідомлення vasilis »

Часть 4 - продолжение.
Платные дороги пока нам не знакомы, но в Европе встречаются часто. В Германии, к примеру, автобаны бесплатные, а вот в других странах платными могут быть не только автобаны, а и обычные дороги. К счастью, их немного, не более 2%, как в той же Норвегии, но, к несчастью, это вблизи крупных городов, на популярных направлениях, где много транспорта. Альтернатива почти всегда есть, но объезд далеко и бензина сожжешь столько же. Мы первые 5 дней ездили вдали от городов, в горах и платных дорог практически не было, но возле Бергена, Ставангера они пошли косяком. Еще в Киеве я занялся изучением вопроса оплаты дорог в Норвегии - информации вроде и много, но касалась или местного населения или проезда на своем авто, а вот найти информацию, что делать на арендованных, оказалось крайне трудно. Нашел только в отзывах россиян на турсайтах. Дело в том, что здесь все автоматизировано и оплата происходит автоматически, останавливаться почти нигде не нужно. Для этого покупается (у прокатных машин уже есть) некий стикер "AutoPass", который крепится на лобовухе за зеркалом заднего вида и при проезде автоматики она фиксирует твою машину. Стикер потом можно и сдать обратно, вернув часть денег, но его имеет смыл покупать, если въезд на срок больше месяца-двух.
Для тех, кто едет на своем авто - можно заранее зарегистрироваться на сайте, дать данные карточки и затем, проезжая пункт оплаты, твоя машина на ходу фоткается, определяется по номеру (вот наши умельцы маскировать номера посмеялись бы) и через пару месяцев нужная сумма снимается с карточки. Крайний случай, традиционный, или в некоторых других странах, стоят пункты оплаты с автоматами, где можно оплатить карточкой или налом. Но туда еще надо успеть попасть по нужной полосе, а основной поток едет, естественно, мимо. Говорят, что на старых дорогах еще осталась старая схема - стоит просто ящик, в который водитель бросает монеты и, иногда, даже вручную поднимает шлагбаум :) но я такого не видел, кроме ранее описанного случая с частной дорогой на ледник (но там шлагбаум был открыт). В нашем случае с прокатными авто стикер был уже установлен и в первый же день на карточке зарезервировали сумму почти в 100 долларов (почему то не в евро и не в кронах). Пока ничего не снимали, но, вроде, за три месяца все расчеты произойдут с присылкой точного описания - где и сколько взяли за дороги.
Подробнее можно почитать http://www.autopass.no/Visitors/Visitors%27+Payment
О поведении на дороге (местная культура вождения).
Хоть мне и показалось, что треть или четверть машин это туристы, но поведение водителей на дорогах однородное и очень впечатляет, особенно тех, кто ездил только по нашей стране.
Вообще не слышал сигналов - просто нет необходимости ими пользоваться, в потоке будут ехать все молча, с дистанцией, без обгонов даже тракторов, если для этого нет условий (петляющая дорога или запрещающий знак). В таких случая трактор (караван, груженый грузовичек) сам, при первой же возможности, съезжает на обочину или в карман и пропускает скопившийся за ним поток. Если есть прямой участок и это разрешено - будут обгонять неспешно по одному, без двойных обгонов и сильного превышения скорости. Если поток едет с максимально допустимой скоростью, то ВСЕ идут в потоке, даже на просматриваемых прямых. Было только пару исключений и, что прикольнуло, крутые БМВ. Я решил, что это "наши" :)
Фотокамер, о которых всегда заранее предупреждает знак, не много, полицейских видел всего пару раз (причем один раз он именно надзирал за дорогой), т.е. , в принципе, можно "летать", но... То ли природа там так успокаивает, то ли общий порядок и умиротворение так действует, но не хотелось сильно нарушать даже там, где это было можно (пустые дороги, открытые, хоть и редкие, участки). В магазинах, на пароме, на стоянке, даже на туристической тропе, на которой народу, как на Крещатике в праздники, всюду спокойно, улыбающиеся лица и даже маленькие дети не плачут. Вот удивительно, если в такой толпе туристов хныкает или плачет уставший ребенок (едущий в рюкзачке или идущий пешком), можно почти со 100% уверенностью сказать, что это будет русскоговорящая семья. Почему другие дети не плачут - не знаю.
В предпоследний день, пытаясь поскорее попасть в Осло, выехали на автостраду и...через 10км попали в огромную пробку-тянучку. Мимо нас проехала пара скорых и мы затем за 2 часа "проехали" всего 20 км, пока не свернули на первую попавшуюся боковую дорогу (раньше не было). Так вот, за все это время, без центрального отбойника, при пустой встречке (всего 4 ряда) нас НИКТО не обогнал (кроме упомянутых скорых и нескольких мотоциклистов). Меня это удивило, хотя я и поездил по Европе, а вот как впечатлило тех, кто такого не видел - нет слов.
vasilis
Генерал-Лейтенант
Генерал-Лейтенант
Повідомлень: 2986
З нами з: 30 вересня 2009, 21:23
Автомобиль: Toledo (5P2); Audi A3 TDI

Re: На авто по Норвегии (2012-07)

Повідомлення vasilis »

И еще немного о дорожной инфраструктуре, чтобы завершить уже эту тему, и с точки зрения нашего автотуриста, которому будет полезно знать.
Для автотуристов, путешествующих по Норвегии, сделано очень много, поэтому и путешествующих там большое количество. Причем бросается в глаза огромное количество передвижных домов на колесах. Ранее видел их, "щупал", но не думал, что существует такое количество их моделей, производителей и модификаций. Есть прицепы самых разных размеров, но больше всего фургонов, полностью автономных и тоже различного размера. Для них (и не только) по всей стране просто огромное количество кемпингов самого разного уровня (они официально ранжируются звездами), начиная от оборудованных мест для стоянки таких машин и мест для палаток, продолжая простенькими домиками без воды и туалета и заканчивая полноценными домиками с полным набором посуды (даже бокалы для вина и столовые наборы), горячей водой, толстыми матрасами и теликом. Постельное белье нужно или покупать на месте или привозить с собой (или иметь спальник). Традиционно кемпинги располагаются в красивых местах, с хорошим видом из окна, часто на берегу озера или фъерда. Почитать о системе кемпингов можно тут "Norwegian Camping Guide 2012" http://www.camping.no/omoss_eng.html только не забудьте выбрать английский справа вверху. Перед поездкой лучше распечатать (или попросить в первом же кемпе) актуальный справочник http://www.camping.no/ncg-12.pdf в котором по каждому кемпингу будет вся необходимая информация, вплоть до GPS-координат. Кроме таких справочников по дороге будет огромное количество указателей. Зная, что в июле самый пик турсезона, мы первые два кемпинга еще бронировали (просто написать письмо и сказать, сколько нужно мест и какого вида - если места на нужную дату есть они подтвердят, оплата будет уже на месте), а потом просто искали по месту. Нет места здесь или место не очень понравилось - нет проблем, поехали дальше, за 20-40км обязательно будет еще. Правда, не на всех дорогах, а только на основных туристических направлениях. Последний кемпинг, довольно новый, мы даже забукали по известной сети Booking.com. С этим кемпингом у меня тоже связано немалое удивление, хотя меня трудно удивлять :)
Приезжаем в небольшой (всего 5 домиков) лесной кемпинг на берегу горной речки, а там админперсонала нет, только телефон, позвонив по которому выясняем, что там автоответчик (поздно приехали). А как же взять ключи ? Потом вспоминаем, что было от них письмо после бронировки, читаем почту (благо там открытые WiFi), а там приведены и номера домиков и , главное, код, по которому можно снять ключ, висящий на самом же домике в специальной коробочке с цифровым замком. На следующее утро так же ключ и "сдали". Оказывается, что эти домики практически полностью на самообслуживании, т.е. просят вас убрать домик после себя, помыть посуду и т.д. Перед нами, похоже, так и сделали - все было очень чисто и аккуратно. Мы тоже постарались оставить порядок. Все на полном доверии, на порядочности. Э-э-х ...
Отели очень дорогие, поэтому в городах лучше не останавливаться, даже если хотите его посмотреть, или снимать аппартаменты.

Во время движения по дороге постоянно хочется остановиться, пофоткать очередной водопад или красивый серпантин, размять ноги, посмотреть карту, но обочин практически нет. Так вот, для таких остановок всегда сделаны оборудованные места, причем в самых красивых точках. Т.е если ты видишь возникший из-за поворота водопад, то не спеши останавливаться где попало (тем более в не разрешенных местах) - обязательно будет карман на несколько машин, причем в самой лучшей точке обозрения. На крупных остановках оборудованные туалеты, о которых будет заранее указатель (и не один). Нам ни разу не пришлось ходить "за кустик", хотя сами знаете, как передвигаясь на машине по 8-10 часов это часто требуется, да еще много народу, да еще кофе-чай постоянно :) Часто на таких площадках стоят информационные щиты где рассказывают о местности, ее истории, большая карта и т.п. Даже проспекты лежат. Иногда какой-то прикольный памятник-скульптура.
vasilis
Генерал-Лейтенант
Генерал-Лейтенант
Повідомлень: 2986
З нами з: 30 вересня 2009, 21:23
Автомобиль: Toledo (5P2); Audi A3 TDI

Re: На авто по Норвегии (2012-07)

Повідомлення vasilis »

Чтобы полностью завершить рассказ, как и обещал, еще некоторая информация, точнее опыт, который будет полезен другим путешествующим на прокатных авто по Норвегии.
Так сколько все таки стоили платные дороги ?
Vasilis писав: В нашем случае с прокатными авто стикер был уже установлен и в первый же день на карточке зарезервировали сумму почти в 100 долларов (почему то не в евро и не в кронах). Пока ничего не снимали, но, вроде, за три месяца все расчеты произойдут с присылкой точного описания - где и сколько взяли за дороги.
Получил расшифровку карточного счета за август и порадовался - из заблокированной суммы в 850 грн. сняли 520, т.е. еще и осталось. За 10 дней путешествий вполне терпимо, т.к. эта сумма в 2,5 раза меньше затрат на паромы (для сравнения) и менее 5% от всех затрат на прокат авто.

А вот теперь о неприятном опыте.
Vasilis писав:с прокатной компанией (AVIS) в конце возникла одна довольно неприятная ситуация, о которой постараюсь не забыть рассказать.
Также увидел дополнительные расходы, причем существенные, но это уже отдельная история, не связанная конкретно с Норвегией, а с общей спецификой аренды авто.
Напомню, что при аренде выдают некий протокол осмотра авто, на котором ты должен, осмотрев получаемую машину, отметить замеченные дефекты. Один экземпляр оставляешь у себя, второй отдаешь компании. Я, естественно, осмотрел авто, ничего не увидел и подписал. Как я ранее говорил, авто было практически новое, всего 3 месяца в прокате и 6 тысяч км. Следует отметить, что мы уже сильно опаздывали, было около 7 вечера, нам еще ехать 250 км по незнакомой стране и дорогам, множество вещей, которые надо как-то распихать по салону и маленькому багажнику, еще два авто друзей, все спешат и подгоняют. К тому же, авто стояли под крышей, на улице пасмурно, освещение плохое.
Когда возвращали машины, то женщина, принимающая авто, почему то сразу начала спрашивать "а не было ли инцидентов (ДТП)?". Причем, как потом выяснилось, спрашивала только у меня. На мои заверения, что все нормально, машина гуд и все ок, она 3 (три!) раза обошла вокруг машины и затем позвала меня, чтобы указать на маленькую царапину (длиной 1 см) в нижней части пластмассового кожуха пассажирского зеркала. Я поначалу вообще не мог понять, что ей не нравится, думал это грязь (крышка черная), но, оказалось, таки царапина. Сам я ее поставить не мог. Исходя из того, что другие две машины вообще не смотрели - сделал вывод, что мою машину просто уже ждали и "пасли", т.е. ранее в прокате обнаружили дефект, а затем просто ждали, на кого можно повесить ремонт. А сейчас надо заполнить некоторые бумаги... Ну что же, думал я, в следующий раз буду осматривать машину тщательнее, но сейчас ничего страшного - есть ведь различные страховки, плата за которые входит в арендную плату, заполню бумаги и... вперед на самолет. Но, в результате длительного разговора (я уже подключил и друзей, хорошо говорящих по англ.) неожиданно (для нас по крайней мере) выясняется, что страховки то есть, но есть и нехилая франшиза, которую нужно покрывать из собственного кармана. Дали заполнить европротокол (хотя ДТП как такового не было да и опыта заполнения его у меня тоже не было), мы немного пошумели, почему о франшизе нигде не написано и не сказано, но делать нечего - уже надо спешить на регистрацию, до вылета осталось совсем немного времени.
И вот в конце августа, более чем через месяц, с карточки сняли $300. В подобии счета или акта (на норвежском), который пришел по почте, я понял, что кроме ремонта и всяких налогов, в сумму вошел еще и день простоя авто (out service), когда оно было на ремонте.
Обидно, досадно. Тем более, что ранее почти никогда машины так тщательно не смотрели (как при получении, так и при сдаче), чаще даже были случаи, когда приносили в офис только ключи и говоря номер парковочного места, где оставили машину.
На будущее - тщательно осматривать получаемую машину, не взирая на спешку и погодные условия, отмечать в акте приема даже мелкие дефекты, интересоваться условиями страховки и размером франшизы, брать все телефоны страховой и фамилии манагеров, но, все же, не забывать получать удовольствие от путешествия на автомобиле в чужой стране.
Описываю так подробно, чтобы предостеречь других автопутешественников от подобного развода.
Аватар користувача
SergA
Генерал-Лейтенант
Генерал-Лейтенант
Повідомлень: 2626
З нами з: 06 червня 2011, 22:20
Автомобиль: Altea XL 1,6
Звідки: Киев, Оболонь

Re: На авто по Норвегии (2012-07)

Повідомлення SergA »

да уж, что сказать.........норвежские фрезирасты
Відповісти