Если кратко:
Бензиновый мозг рулит и топливоподачей и моментом зажигания.
Газомозг рулит только топливоподачей газа так чтоб бензомозг неувидел подмены.
Простой газомозг.
Собираются карты времен впрыска при езде на бензине. Назовем кривая А1.
Переключаемся на газ и собираем карту времен впрыска бензина. Назовем кривая А2.
Вручную делаем поправки на время впрыска газовых форс чтобы Кривые А1 и А2 совпадали на всей длинне, т.е. чтоб бензомозг ситал что смесь верная.
Т.е. мы тупо играемся с временем впрыска газовых форс так чтоб сигнал от бензомозга на форсы бензиновые был одинаков во всех режимах что на бензине что на газу.
Недостаток - сегодня человек выстроил коэфициенты, свел кривые.... а завтра газ другой, погода другая и все уплыло....
Момент зажигания - остается прежним. По заложеному в бензомозг графику.
Более современный газомозг.
Уже не вруную, а сам газомозг делает то что в первом делал человек. Мозг делает это всевремя, налету, по заложеной мат модели. Он всегда стремится поддерживать идеальное совпадение кривых времен впрыска.
Момент зажигания - остается прежним. По заложеному в бензомозг графику.
Более современный газомозг. С ОБД.
Теперь вспоминаем что время впрыска бензомозг меняет плюс ко всему по составу топливной смеси. При ее отклонениях по заложеному алгоритму бензомозг изменяет время открытие бензиновой форсунки.
Короче говоря если ориентироваться газомозгу на параметр "топливная коррекция" - это дает газомозгу реагировать более правильно и раньше чем на время бензофорс. Считать этот параметр можно по ОБД, что собственно и делает газомозг с ОБД коррекцией.
Причем что приятно - машина ездящая на бензине лиш в идеале будет иметь топливную коррекцию 0%. Даже технически исправная машина будет иметь +-10%(кстати при +-25% обычно идет загорание чека по составу смеси.)
Так вот газомозг с ОБД можно заставить наливать газ так что бензомозг будет иметь топливную коррекцию 0%(ну +-1...2%). У таких мозгов разных фирм разный функционал и стратегии, не будем счас подробно. Факт в том что такой газомозг может сам наливать газ во всех условиях так что машина будет считать что едет на идеальном топливе. Отсюда и нормальная езда и расход и сохранность машины.
Момент зажигания - остается прежним. По заложеному в бензомозг графику.
Тепер вспоминаем что наш газ практически без неимеет склонности к детонации. Имеет высокое приведенное октановое число(105 грубо говоря). Газ горит дольше бензина.
Вспомнив это понимаем что газ можно зажечь раньше бензина(небудет детонации), если мы зажжем газ раньше то он раньше сгорит, точнее более полно сгорит в камере, и как следствие получим большее КПД от его сгорания. Т.е. получим большую отддачу, что есть либо увеличение мощности, либо уеньшение расхода при совершении тойже работы.
Заставить бензомозг зажигать топливо раньше чем в нем прописано в программе можно двумя способами:
1. Перешить этот мозг заложив новую кривую. Плюс - никаких доп устройств. Минус - езда на бензине с постоянными отскоками по ДД(датчику детонации), то будет давать на бензе плохую динамику и экономичность. Причем ладно бы это речь шла "доехать до заправки", а если у вас умерло ГБО и вам надо с Киева до Одессы на бензе?
2. Обмануть бензомозг о положении коленвала, дабы тот думал что зажигает как всегда, а на самом деле зажигает раньше. Собственно это и делает вариатор. Причем простые вариаторы могут обманывать на угол прописаный линейно, т.е. тупо отоборотов(например Микролуч до 2015 года), а есть умные - обманывают не тока по зависимости от оборотов, но и от нагрузки, т.е. 3д.
Причем вариатор работает когда едем на газу, а когда мы на бензе - вариатор выключен и машина едет как всегда
В идеале правка углов дает до 10% эффекта на пропане. В реальности - зависит от настройки и наездника. Те кто нормально настроил и продолжает ездить 1 в 1 как до него - находят эти 10% легко. Другие - наоборот начинают ездить используя добавку мощности, что дает эмоции, но недает экономию топлива.
П.С. Ну и кстати нынишние вариаторы имеют дополнительный функционал - можно отдельно обманывать бензомозг и при работе на бензе, как делая опережение так и делая запаздывание. Баловство, но приятно что есть и можно поиграться. )))
Финансово
вариатор штука плюс инстал и настройка (я например 500 беру).
перешить ваз - от 200-300грн, а то народ и сами шьют готовы прошивками.
Двухрежимка на ВАЗ - прекрасно. Нареканий ноль.
Однорежимка - как выше в длинном тексте написал про недостатки.